"МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ"
ВМС ШВЕЦИИ (1914-1918)
С.А.БАЛАКИН
Основной задачей ВМС Швеции, как и ее ближайших скан-динавских соседей, считалась оборона побережья. Поэтому в их составе преобладали суда небольшого водоизмещения - миноносцы, канонерские лодки, позже - подводные лодки. Крупных боевых кораблей для действий на океанских комму-никациях у скандинавских стран не было.
В 1811 - 1905 годах существовала так называемая <личная уния> Швеции и Норвегии; формально оба королевства счита-лись единым государством. Парламенты обеих стран коорди-нировали свои кораблестроительные программы, однако Сток-гольм, претендовавший на роль лидера, выделял на флот зна-чительно больше средств, чем его союзник. К 1914 году Шве-ция располагала довольно многочисленным флотом, который, несмотря на отсутствие в своем составе модных в то время дредноутов, был способен успешно обеспечивать охрану бал-тийского побережья. Примечательно, что почти все шведские корабли строились на отечественных верфях: в 1900- 1918 годах за рубежом были куплены лишь два малых эсминца, один миноносец и одна подводная лодка.
Во время Первой мировой войны Швеция сохраняла нейтра-литет. Единственной боевой операцией ее флота в этот пери-од была высадка десанта в феврале 1918 года на принадле-жавшие России Аландские острова и последовавшая затем эвакуация с них части шведского населения. В данной опера-ции участвовали броненосцы <Сверье>, <Оскар II>, <Тор> и минный заградитель <Свенскзунд>.
Броненосeц береговой обороны "SVERIGE", 1917
Заложен в 1912 г., спущен на воду в 1915 г.
Водоизмещение 6852/7516 т, Размеры 120,0x18,6x6,5 м.
Мощность 25 400 л. с., скорость хода 22,5 уз.
Бронирование: пояс 60-200 мм, башни 200-100 мм, рубка 175 мм, палуба 40-30 мм.
Вооружение: 4x280-mm, 8x152-mm, 6x75-mm, 2x57-mm, 2x533-mm ТА, 2 пулемета.
Экипаж 427 человек.
Построено 3 единицы: "Drottning Victoria" (1921) и "Gustaf V" (1922).
Необычные боевые корабли, последние в мире клас-сические броненосцы береговой обороны. В отличие от всех своих предшественников были оснащены паровы-ми турбинами и имели высокую скорость хода. Значи-тельная часть средств на их постройку была собрана на-селением Швеции по подписке. До окончания Первой мировой войны вошел в строй только головной <Сверье>; остальные два корабля отличались несколько большими размерениями (длина 121,6 м, нормальное водоизмеще-ние 7125 т) и меньшей мощностью машин (24 000 л.с.). Все три броненосца неоднократно модернизировались и находились в боевом строю до 1950-х годов; последним был сдан на слом в 1970 году "Густав V".
Броненосeц береговой обороны "OSCAR II", 1907
Заложен в 1903 г., спущен на воду в 1905 г.
Водоизмещение 4273/4584 т, Размеры 95,6x15,4x5,5 м.
Мощность 9 400 л. с., скорость хода 18,0 уз.
Бронирование: пояс 100-150 мм, башни 130-190 мм, рубка 157 мм, палуба 37-50 мм.
Вооружение: 2x210-mm, 8x152-mm, 10x57-mm, 2x450-mm ТА.
Экипаж 331 человек.
Единственный в мире трехтрубный броненосец береговой обороны. Вся артиллерия ГК и СК размеща-лась в башнях. В 1910- 1911 годах фок-мачта замене-на на треногую; установлен марс с дальномером; в 1916 году две 57-мм пушки переделаны в зенитные. В феврале 1950 года переоборудован в несамоходное учеб-ное судно и сдан на слом только в 1974 году.
Броненосeц береговой обороны "ARAN", 1902
Заложен в 1899 г., спущен на воду в 1901 г.
Водоизмещение 3650/3735 т, Размеры 89,7x15,0x5,3 м.
Мощность 5500 л. с., скорость хода 16,5 уз.
Бронирование: пояс 175 мм, башни 125-190 мм, барбеты 100 мм.
Вооружение: 2x210-mm, 6x152-mm, 10x57-mm, 2x37-mm, 2x450-mm ТА.
Экипаж 285 человек.
Построено 4 единицы: "Wasa" (1902), "Tapperheten" (1903), "Manligheten" (1904).
Броненосцы типа <Эран> конструктивно повторяли <Дрис-тигетен> и отличались лишь размещением 152-мм орудий (в башнях вместо каземата). После Первой мировой войны неоднократно модернизировались, дожили до 1950-х годов и даже после исключения из состава флота долго служили в качестве вспомогательных судов и блокшивов. Корпус <Эрана> затонул 1.11.1968 во время его буксировки на слом.
Броненосeц береговой обороны "DRISTIGHETEN", 1901
Заложен в 1898 г., спущен на воду в 1900 г.
Водоизмещение 3270/3600 т, Размеры 89,0x14,8x5,2 м.
Мощность 5400 л. с., скорость хода 16,5 уз.
Бронирование: пояс 140-200 мм, башни и барбеты 150-200 мм, палуба 49 мм.
Вооружение: 2x210-mm, 8x152-mm, 10x57-mm, 2x37-mm, 2x450-mm ТА.
Экипаж 275 человек.
Первый шведский броненосец с 210-мм орудиями ГК фир-мы <Бофорс>. В 1911 году оснащен треногой фок-мачтой, на которой был установлен дальномер с базой 2 м. В годы Пер-вой мировой войны два 57-мм орудия переделаны в зенит-ные. В 1927- 1928 годах броненосец перестроен в гидро-авиатранспорт. В 1947 году списан и превращен в плавучую мишень, в 1961 году сдан на слом.
Броненосeц береговой обороны "ODEN", 1897
Заложен в 1894 г., спущен на воду в 1896 г.
Водоизмещение 3445/3715 т, Размеры 86,3x14,8x5,0 м.
Мощность 5330 л. с., скорость хода 16,5 уз.
Бронирование: пояс 243 мм, башни 200-247 мм, рубка 247 мм, палуба 49 мм.
Вооружение: 2x254-mm, 8x120-mm, 10x57-mm.
Экипаж 262 человека.
Построено 3 единицы: "Thor" (1899), "Niord" (1899).
Приведены характеристики головного корабля; <Тор> и <Ньорд> немного отличались величиной водоизмещения (3328/ 3720 т) и типом брони (гарвеевская вместо стальной фирмы <Крезо>). В 1914 - 1917 годах все три броненосца капитально переоборудованы (до этого были двухмачтовыми и двухтруб-ными); с них сняли торпедные аппараты, заменили котлы. После исключения из состава флота служили в качестве блокшивов, а <Ньорд> - кораблем-целью, позже - плавучей зенитной батареей. Все сданы на слом в 1942 - 1945 годах.
Броненосeц береговой обороны "SVEA", 1886
Заложен в 1884 г., спущен на воду в 1885 г.
Водоизмещение 3300 т, Размеры 75,7x14,8x5,1 м.
Мощность 3100 л. с., скорость хода 15,9 уз.
Бронирование: пояс 147-297 мм, башни 115-190 мм, палуба 49 мм.
Вооружение: 1x210-mm, 7x152-mm, 11x57-mm.
Экипаж 232 человека.
Построено 3 единицы: "Thor" (1899), "Niord" (1899).
Первоначально несли 2 254-мм орудия в носовой башне и 4 152-мм в казематах; водоизмещение головного корабля составляло 2931/3273 т. В 1901 - 1904 годах капитально пе-рестроены и перевооружены: вся артиллерия ГК и СК уста-новлена в одноорудийных башнях. В 1915 году <Свеа> пре-вращена в плавбазу, затем служила штабным кораблем и сда-на на слом только в 1944 году. <Гёта> и <Туле> официально числились броненосцами 1-го класса до 1923 года, после чего долго служили в качестве вспомогательных судов.
Броненосный крейсер "FYLGIA", 1907
Заложен в 1903 г., спущен на воду в 1905 г.
Водоизмещение 4310/4734 т, Размеры 115,1x14,8x6,3 м.
Мощность 12000 л. с., скорость хода 21,5 уз.
Бронирование: пояс 100 мм, башни 50-125 мм, рубка 100 мм, палуба 50 мм.
Вооружение: 8x152-mm, 14x57-mm, 2x450-mm ТА.
Экипаж 320 человек.
Наименьший из когда-либо построенных в мире броненосных крейсеров. Отличался необычным для своего времени размещением артиллерии в четырех двухорудийных башнях. В целом это был хорошо сбалансированный и, несомненно, удачный корабль; на испытаниях он развил скорость 22,7 узла. В 1940 - 1941 годах <фульгию> кардинально модер-низировали; на слом ее сдали только в 1957 году.
Эсминeц "ВРАНГЕЛЬ", 1917
415/498 т, 72x6,9x2,8 м. ПТ-2, 13000 л.с.=34 уз., Эк. 81 чел. 4-75 мм/53, 2 пул., 4 ТА 450 мм.
Построено 2 единицы: "Вахтмейстер" (1917)
Построены на заводе <Линдхольмен> в Гётеборге; заложены в 1916-м и вступили в строй в 1918 году. Планировалось иметь 4 таких корабля, но от заказа второй пары отказались по финансовым соображениям. Исключены из состава флота в 1947 году.
Эсминeц "ВАЛЕ", 1907
430/460 т, 66,1x6,3x2,8 м. ПМ - 2, 4 ПК, 7800 л.с.=30 уз. Эк. 54 - 63 чел. 4-75 мм/50, 2 пул., 4 ТА 450 мм.
Построено 6 единиц: "Рагнар" (1908), "Сигурд" (1908), "Видар" (1909), "Хугин" (1910), "Мунин" (1911).
Строились в Швеции разными фирмами по чертежам ан-глийского эсминца <Магне>. Головной <Вале> отличался со-ставом артиллерийского вооружения (2 - 75 мм/53 и 4 - 57 мм/55). <Хугин> и <Мунин> оснащались паровыми турбинами, они имели ширину 6,5 м и нормальное водоизмещение 446 т. На испытаниях <Мунин> развил скорость 33,16 узла при 10 330 л.с. Первоначально на всех были установлены однотрубные торпедные аппараты, но в 1916 году их заменили на двухтруб-ные. Исключены из списков флота в 1940-х годах.
Эсминeц "МАГНЕ", 1905
423/460 т, 65,8x6,3x2,5 м. ПМ - 2, 4 ПК, 7200 л.с.=30 уз., 80 т уг. Эк. 67 чел. 6 - 57 мм, 2 ТА 450 мм.
Построен в Англии фирмой <Торникрофт> в 1904-1905 годах. Проект разработан на основе японского эсминца <Си-ракумо>. Хорошо зарекомендовал себя в походах по Балтий-скому морю и был выбран в качестве прототипа для серии эс-минцев типа <Вале>. Сдан на слом в 1944 году.
Эсминeц "МОДЕ", 1902
410/453 т, 67,1x6,2x2,67 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с.=30 уз., 86 т уг. Эк. 62 чел. 6 - 57 мм, 2 ТА 450 мм.
Строился в Англии фирмой <Ярроу> в 1901 - 1902 годах. Проект разработан на основе построенного для Японии эсминца <Иказучи>. В ходе испытаний на Балтике показал худшую мо-реходность, чем <торникрофтовский> <Магне>. В 1928 году исключен из боевого состава, переоборудован в плавучую мишень и в 1936 году потоплен на учениях.
Миноносец "ПЛЕЙЯД", 1905
97/106 т, 40,2x4,4x2,6 м. ПМ - 1, 2 ПК, 2000 л.с.=26 уз., 17 т уг. Эк. 25 чел. 2-37 мм, 2 ТА 450 мм.
Всего построено 17 единиц: <Плейяд>, <Кастор>, <Поллукс>, <Астреа>, <Спика>, <Ирис>, <Тетис>, <Вега>, <Веста>, <Альтаир>, <Арго>, <Антарес>, <Арктурус>, <Персеус>, <Поларис>, <Регулус>, <Ригель>.
Головной <Плейяд> построен в 1905 году во Франции фир-мой <Норман>, остальные строились в Швеции разными фир-мами в 1905- 1910 годах. В 1920-е годы переклассифициро-ваны в патрульные суда, <Плейяд> списан в 1930 году, осталь-ные - в 1940-е годы.
Миноносец "КОМЕТ", 1905
92/120 т, 39,8x4,8x2,5 м. ПМ - 1, 2 ПК, 1300 л.с.=23 уз., 17 т уг. Эк. 18 чел. 2 - 47 мм, 2 ТА 380 мм.
Всего построено 12 единиц: <Комет>, <Бликст>, <Метеор>, <Стьерна>, <Оркан>, <Бриз>, <Винд>, <Вирго>, <Мира>, <Орион>, <Сириус>, <Капелла>.
Головной <Комет> построен в Германии фирмой <Шихау> в 1896 году, остальные строились в Швеции разными фирмами в 1897 - 1904 годах. С 1921 года - патрульные суда. <Комет> списан в 1925 году, остальные - в 1937 - 1947 годах.
Миноносцы "Гундул" и "Гудур" построены на верфи в Карлскроне в 1894 году. В 1918 году переклассифицированы в патрульные суда №21 и №22. Списаны в 1926 году.
69/86 т, 38,7x4,25x2,1 м. ПМ 1, 1 ПК, 850 л.с. = 19,5 уз. Эк. 18 чел. 2 - 25 мм, 2 ТА 380 мм.
Подводная лодка "ХАЙЕН", 1918
422/600 т, 54x5,2x3,5 м. Диз - 2, 2 ЭД, 2000/700 л.с.=15,5/9 уз. Эк. 30 чел. 1 - 75 мм, 4 ТА 450 мм.
Всего построено 3 единицы: <Хайен>, <Сэлен>, <Вальроссен>.
Построены на верфи <Кокумс> в Мальме, спущены на воду в 1917- 1918 годах. Проект разработан на базе чертежей, предоставленных немецкой фирмой <Везер>. Служили до 1942-1943 годов.
Подводные лодки "Абборен" и "Браксен"
cтроились на верфи в Карлскроне, обе спущены на воду в мае 1916 г. Представляют собой увеличенный вариант лодки типа "Лаксен" с двумя носовыми ТА вместо одного. Списаны в 1937 г.
174/310 т, 31x3,6x3,1 м. Диз-2, 2 ЭД, 920/280 л.с.=9,5/7,4 уз. Эк. 14 чел. 2 ТА 450 мм.
Подводные лодки "Лаксен" и "Гэддан"
построены на верфи в Карлскроне в 1914-1915 годах. Усовершенствованный вариант лодки №2 завода "Мотала". Исключены из списков флота в 1931-1935 г.
140/170 т, 26,7x3,6x3 м. Диз - 2, 2 ЭД, 700/200 л.с.=8,8/6,6 уз. Эк. 10 чел. 1 ТА 450 мм.
Подводная лодка "ДЕЛЬФИНЕН"
- oднокорпусная, построена на заводе <Бергзунд> в Стокгольме в 1914 году. Исключена из списков флота в 1930 году.
260/370 т, 42,5x4,3x3 м. Диз - 2, 2 ЭД, 1000/300 л.с.=13,6/9,4 уз. Эк. 21 чел. 2 ТА 450 мм.
Подводные лодки "Свэрдфискен" и "Тумларен" построены в 1914 году на заводе <Кокумс> в Мальме. Про-ект разработан на базе чертежей, полученных от итальянской фирмы <Фиат-Лауренти>. Исключены из списков флота в 1936 году, сданы на слом в 1946-м.
252/370 т, 45,5x4,2x3 м. Диз - 2, 2 ЭД, 1000/300 л.с. = 14,2/8,5 уз. Эк. 21 чел. 1 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.
Подводная лодка "ХВАЛЕН"
заказана в Италии в 1907 году, спущена на воду на верфи <Фиат-Сан-Джорджо> 16.2.1909. Получила широкую извест-ность благодаря тому, что самостоятельно, без сопровождения перешла из Специи в Стокгольм. Списана в 1919 году.
186/230 т, 42,4x4,3x2,7 м. Бенз - 1, 1 ЭД, 750/150 л.с.=14,8/ 6,3 уз. Эк. 17 чел. 2 ТА 450 мм.
Подводные лодки №2, 3, 4
построены заводом "Мотала" в 1909 году на базе проекта субмарины "Хайен" (№1). Исключены из списков флота в 1929 - 1930 годах.
138/230 т, 26,8x3,6x3 м. Диз- 1, 1 ЭД, 420/200 л.с.=8,8/6,6 уз. Эк. 12 чел. 1 ТА 450 мм.
Подводная лодка №1
заказана в 1902 году, спущена на воду на госверфи в Сток-гольме 16.7.1904. Первоначально называлась <Хайен>, но в 1909 году переименована в №1. В 1916 году реконструирована: удли-нена на 1,8 м, двигатель <Аванс> заменен на дизель мощностью в 135 л.с. Субмарина списана в 1922 году, но по сей день сохра-няется в качестве музейного экспоната в Карлскроне.
107/127 т, 21,6x3,6x3 м. Бенз- 1, 1 ЭД, 200/70 л.с.=9,5/7 уз. Эк. 11 чел. 1 ТА 450 мм.
Торпедные канонерские лодки "Орнен", "Клас Хорн", "Якоб Багге", "Псиляндер", "Клас Уггла"
- быстроходные канонерские лодки, вооруженные подводным носовым ТА. Строились разными фирмами в 1896- 1900 го-дах и внешне несколько отличались друг от друга. Имели не-которое подобие броневой защиты - карапасную палубу тол-щиной 12 - 19 мм. <Клас Уггла> 22.6.1917 сел на камни в Бот-ническом заливе и 30.8.1917 затонул. Остальные находились в боевом строю до 1922-1923 годов (<Псиляндер> - даже до 1936 года), затем долго использовались в качестве учеб-ных и вспомогательных судов. Последним в 1951 году был сдан на слом <Якоб Багге>.
800 - 840 т, 67,7x8,2x3,1 м. ПМ - 2, 8 ПК, 4000 л.с.=19,5 уз. 105 туг. Эк. 113 чел. 2-120 мм/45, 4-57 мм, 1 ТА 380 мм.
Минный заградитель "КЛАС ФЛЕМИНГ", 1914
- oригинальный корабль, официально числившийся крейсером-заградителем. Несмотря на небольшие размеры, обладал ярко выраженными крейсерскими чертами - броневой палубой, тур-бинной энергетической установкой и высокой скоростью хода. Заложен в 1911 году, спущен на воду 14.12.1912, вступил в строй в 1914 году. Основной недостаток проекта - чрезмерная тес-нота котельных отделений под броневой палубой, затрудня-вшая работу машинной команды. В 1939- 1940 годах <Клас Флеминг> кардинально перестроили: удлинили на 5 м, а паро-вые турбины Парсона заменили экспериментальными двигате-лями фирмы <Гетаверкен>, по существу являвшимися первыми в мире газовыми турбинами. Сдан на слом в 1961 году.
1550/1800 т, 80,2x10,4x4,3 м. ПТ - 2, 8 ПК, 6500 л.с.=20 уз., 265 т уг. Броня: палуба 25 мм, рубка 75 мм. Эк. 160 чел. 4 - 120 мм/50, 4 пул, 100 мин.
Вспомогательные минные заградители
Во время Первой мировой войны в качестве минных заградителей использовались старые канонерские лодки <Ядля> (1885г., 662т), <Скэггалд>, <Рота> (1878г., по 540 т) и <Диза> (1877 г., 492 т), а также гидрографическое судно <Свенскзунд> (1891 г., 394 т). Все они имели скорость 12 - 13 узлов и были вооружены двумя-четырьмя 57-мм пушками.
Тральщики "Сокарен", "Свепарен" и "Спрэнгарен"
построены в 1917 - 1918 годах. Использовались в качестве тральщиков, тендеров и буксиров. В составе ВМС числились до 1953 - 1964 годов, после чего проданы частным фирмам.
227/266 т, 27,8x6,8x3 м. ПМ - 1, 1 ПК, 465 л.с.=10 уз. Эк. 17 чел. 1 - 57 мм зен.
Мониторы
Из 12 мониторов, построенных в 1865 - 1875 годах, 10 дожили до Первой мировой войны. <Джон Эриксон>, <Тордон> и <Тирфинг> (1865-1866 гг., 1500 т) после реконструкции и перевооружения в 1902 - 1905 годах несли следующую артил-лерию: 2 - 152 мм и 2 - 57 мм (<Эриксон>); 2 - 120 мм и 8 - 47 мм (<Тордон>); 2 - 120 мм и 8 - 57 мм (<Тирфинг>). <Гер-да>, <Хильдур>, <Ульф>, <Бьёрн>, <Берсерк>, <Сольве> и <Фоль-ке> (1871 - 1875 гг., 450 т) были перестроены в 1896- 1910 годах и вооружены одной 120-мм и двумя-тремя мелкими пуш-ками. Все мониторы исключены из списков флота в 1919 - 1922 годах.
Патрульные суда и малые миноносцы
В 1915 году часть миноносцев была переоборудована в патрульные суда (vedettbat): с них сняли ТА, а названия замени-ли на номера. Суда №6 - 14 и №23 - 26 - бывшие минонос-цы 2-го класса (1882 - 1903 гг., 38 - 57 т, 16- 20 уз.); №15 - 18 - старые миноносцы 1-го класса типа <Хугин> и <Мунин> (1884-1887 гг., 64 - 66 т, 18 уз.). В 1917 году к патрульным судам причислили бывший прожекторный катер №3 (1914 г., 67 т, бенз. 100 л.с.=10 уз.); его вооружили одной 57-мм пуш-кой и переименовали в №19. Он дожил до наших дней в ка-честве пассажирского судна <Арамис>. Остальные патруль-ные суда списали в 1919-1929 годах.
Фактически патрульными судами являлись и 10 миноносцев 2-го класса №5-12, 14 и 15 (1904- 1908 гг., 60т, 20 уз., 2 - 37 мм, 2 ТА 450 мм). Они служили до 1944 - 1955 гг.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI